Христология
- vitsburg
- 19 мая 2018 г.
- 8 мин. чтения
Глава 7. Христология
Падшему человечеству, находящемуся на пути к спасению, предстоит разрешить еще много вопросов, и, пожалуй, самые важные из них касаются «Христологии». В данной главе освещены вопросы, затрагивающие такие темы, как Троица, т.е. отношения между Богом, Иисусом и Святым Духом, а также рождение свыше и отношения между Иисусом, Святым Духом и падшими людьми. Вплоть до настоящего времени никто не мог дать на них исчерпывающих ответов. Пока они не будут разрешены, не прекратятся разногласия между верующими и между различными учениями внутри христианства. Найти искомые ответы нам поможет прежде всего понимание того, какой ценностью человек был наделен при сотворении. Давайте начнем обсуждение именно с этого вопроса, тем самым подготавливая почву для понимания всех остальных тем, которые рассматриваются в рамках «Христологии».
Раздел 1. Ценность человека, осуществившего цель творения
Давайте поговорим о том, какова ценность человека, который осуществил цель творения, т.е. какова ценность достигших совершенства Адама и Евы. Попробуем подойти к этому вопросу с разных точек зрения.
Во-первых, взаимосвязь между Богом и совершенным человеком подобна взаимосвязи между дуальными свойствами. Человек при сотворении был наделен душой и телом, представляющими собой подобие дуальных свойств Бога (Глава 1. Принцип творения, 1.1). Взаимоотношения Бога и совершенного человека можно сравнить с отношениями между дуальными свойствами человека, т.е. между его душой и телом. Если тело было создано по подобию невидимой души как ее субстанциальный объект, то человек был сотворен по образу невидимого Бога как Его субстанциальный объект. Душа и тело совершенного человека неразделимы, они образуют единое целое, в центре которого Бог. Такое же неразрывное единство представляют собой Бог и совершенный человек, сформировавшие четырехпозиционное основание. Будучи настолько един с Богом, человек чувствует Его Сердце как свое собственное.
Осуществив цель творения, человек становится храмом, в котором Бог может обитать вечно (1 Кор. 3:16), и обретает Божественную природу (Глава 1. Принцип творения, 3.2). Как сказал Иисус, человек должен быть совершенным, как совершенен наш Небесный Отец (Матф. 5:48). Итак, мы можем заключить, что человек, осуществивший цель творения, обладает, подобно Богу, Божественной ценностью.
Во-вторых, давайте рассмотрим ценность человека с точки зрения цели, ради которой он был сотворен. Он был создан, чтобы стать для Бога постоянным источником счастья. У каждого человека есть какие-то черты, присущие только ему и никому другому. И сколько бы ни рождалось на земле людей, каждый, как личность, неповторим. Каждый человек — субстанциальный объект Бога, только в нем обретает свое отражение определенный аспект дуальных свойств Бога. Следовательно, каждый человек уникален, поскольку он единственный, кому дано затронуть этот особый аспект Божьей природы и тем самым доставить Богу радость (Глава 1. Принцип творения, 3.2). Поэтому каждый человек, осуществивший цель творения, является уникальным творением во Вселенной и обладает уникальной ценностью. Это подтверждает истинность произнесенных Буддой слов: «На небесах и земле я один удостоен такой чести».
В-третьих, давайте обсудим ценность человека с точки зрения его взаимоотношений с миром творения, о которых более подробно говорилось ранее (Глава 1. Принцип творения). Человек наделен и духом, и телом; при помощи духовного «я» он управляет духовным миром, а посредством физического «я» — физическим миром. Поэтому осуществивший цель творения человек становится владыкой мира творения (Быт. 1:28). Через человека, являющегося посредником между двумя мирами, они вступают в отношения отдавания и принятия и образуют единое целое — мир творения, который становится совершенным объектом Бога.
Из принципа творения мы знаем, что во Вселенной находят свое субстанциальное проявление дуальные свойства человека. Духовное «я» человека представляет собой субстанциальное воплощение всех элементов невидимого мира, а физическое «я» — субстанциальное воплощение всех элементов видимого мира. Осуществивший цель творения человек — субстанциальное воплощение Вселенной. По этой причине его называют Вселенной в миниатюре. Поэтому ценность человека равнозначна ценности Вселенной. Исходя из этого мы можем увидеть в новом свете известные слова Иисуса: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Матф. 16:26).
Представьте себе, что существует совершенная машина, каждая часть которой — единственная в своем роде в целом мире; ее нигде нельзя найти и невозможно заменить. Тогда ценность одной ее детали будет равна ценности всей машины, потому что, какой бы незначительной эта часть ни была, без нее вся машина не будет функционировать. Подобным образом проявляется уникальность совершенного человека. Каким бы маловажным ни казалось его существование, его ценность равна ценности на уровне Вселенной.
Раздел 2. Иисус и человек, осуществивший цель творения
2.1. Иисус, совершенный Адам и восстановление дерева жизни
История человечества — это история провидения восстановления. Ее цель — создание Царства Небесного на земле, которое станет реальностью в дни завершения истории, когда человечество вновь обретет утраченное в Эдемском саду дерево жизни (Быт. 3:24; Отк. 22:14). Если мы уясним себе, как связаны между собой дерево жизни, находившееся в Эдемском саду (Быт. 2:9), и дерево жизни, которое будет восстановлено в последние дни (Отк. 22:14), то нам будет понятна связь, существующая между Иисусом и совершенным Адамом.
В главе «Грехопадение» (Глава 2. Грехопадения, 1.1.1) нами уже подробно обсуждался тот факт, что если бы Адам полностью воплотил идеал творения, то он стал бы деревом жизни (Быт. 2:9). Тогда и все его потомки представляли бы собой деревья жизни. Однако из-за грехопадения воля Бога не осуществилась (Быт. 3:24), и с тех времен падшие люди жили надеждой на то, что они будут восстановлены в качестве деревьев жизни (Прит. 13:12; Отк. 22:14). Поскольку падший человек не способен достичь полного восстановления и стать деревом жизни только за счет своих собственных усилий, должен появиться человек, который придет как дерево жизни и, осуществив идеал творения, «привьет» к себе все падшее человечество.
Иисус и есть то дерево жизни, о котором говорится в Библии (Отк. 22:14). Если бы Адам воплотил идеал совершенства, символически представленный в Эдемском саду деревом жизни, то с точки зрения осуществления цели творения он бы ничем не отличался от Иисуса — дерева жизни, о котором повествует Книга Откровений (Отк. 22:14). Соответственно, их изначальная ценность была бы равной.
2.2. Иисус, человек и осуществление цели творения
Выше мы определили ценность совершенного человека. Давайте теперь сравним ценность совершенного человека и ценность Иисуса. Чтобы достичь цели творения, человек должен быть совершенным, как Бог (Матф. 5:48), и обладать Божественной природой. Поскольку Бог вечен, человеку, который создан, чтобы стать Его субстанциальным совершенным объектом, предназначено жить вечно. Каждый совершенный человек уникален, поскольку другого такого нет во всей Вселенной. Более того, без совершенного человека, ценность Вселенной не может быть реализована во всей полноте, поскольку он — владыка мира творения. Следовательно, ценность совершенного человека равна ценности Вселенной.
Ничто и никто не может обладать большей ценностью, чем осуществивший цель творения человек. В этом ценность Иисуса, — а он, несомненно, был тем, кто обрел наивысшую ценность в мире. Традиционные христианские представления о Божественной природе Иисуса вполне подтверждаются, поскольку Иисус, будучи совершенным человеком, абсолютно един с Богом. Положение Принципа о том, что Иисус — это человек, осуществивший цель творения, нисколько не преуменьшает его ценности. Наоборот, Принцип возвеличивает истинную ценность всех совершенных людей, приравнивая ее к ценности Иисуса.
Давайте рассмотрим теперь некоторые библейские стихи, которые подтверждают, что Иисус — это человек, осуществивший цель творения. В Библии написано: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5); «Ибо, как непослушанием одного человека [Адама] сделались многие грешными, так и послушанием одного [Иисуса] сделаются праведными многие» (Рим. 5:19); «Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых» (1 Кор. 15:21); «Ибо Он назначил день, в котором будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17:31); «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого» (Лук. 17:26).
Таким образом, в Библии явно указывается на то, что Иисус — это человек. Более того, он и должен был прийти как человек, ведь только в таком случае он мог стать Истинным Родителем и даровать людям рождение свыше.
2.3. Иисус — Сам Бог?
Когда Филипп попросил Иисуса показать ему Бога, тот ответил: «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: "покажи нам Отца"? Разве ты не веришь, что я в Отце, и Отец во Мне?» (Иоан. 14:9,10). В Библии об Иисусе говорится: «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал» (Иоан. 1:10). Сам Иисус сказал следующее:«Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоан. 8:58). На основании вышеприведенных стихов многие христиане верили и верят, что Иисус и есть Бог-Творец.
Иисус может быть назван Богом в том смысле, что он осуществил цель творения и живет в полнейшем единстве с Богом, воплощая в себе Божественное начало. Тем не менее он ни в коей мере не является Самим Богом. Отношения между Богом и Иисусом можно сравнить с отношениями между душой и телом. Поскольку тело является субстанциальным объектом души, отражает ее и составляет с ней единое целое, его можно считать второй душой, однако нельзя отождествлять с ней. Подобным образом Иисус, будучи един с Богом и являясь Его воплощением, может быть назван вторым Богом, но он не есть Сам Бог. Действительно, можно сказать, что тот, кто видел Иисуса, видел Бога (Иоан. 14:9,10), однако Иисус, произнося эти слова, не имел в виду, что он и есть Сам Бог.
Библия называет Иисуса Словом, которое «стало плотию» (Иоан. 1:14). Это означает, что он — воплощение Слова, т.е. тот, в ком Слово обрело жизнь. В Библии записано, что все «чрез Него [Слово] начало быть» (Иоан. 1:3), и также, что весь «мир чрез Него [Иисуса] начал быть» (Иоан. 1:10). Следовательно, в этом смысле Иисуса можно назвать «Творцом».
В соответствии с принципом творения, все во Вселенной сотворено по образу совершенного человека, наделенного дуальными свойствами сон-сан и хён-сан, поэтому совершенный человек является воплощением всех элементов мира творения и центром их гармоничного взаимодействия. В этом смысле можно сказать, что мир был создан через совершенного человека. Более того, Бог задумал, что человек встанет на положение творца мира всего сущего, для чего Он наделил его качествами и могуществом Творца. Задуманное Богом стало бы явью после того, как человек, справившись со своей долей ответственности, достиг совершенства. Исходя из этого становится очевидным, что приведенные библейские строки поддерживают мнение о том, что Иисус — это осуществивший цель творения человек, а не указывают на то, что он — Сам Творец.
Иисус также сказал: «Прежде нежели был Авраам, я есмь» (Иоан. 8:58). Иисус был потомком Авраама. Однако, с точки зрения провидения восстановления, Иисус является предком Авраама, ибо, даруя рождение свыше всем людям, он стоит на положении прародителя человечества. Мы должны понять, что эти слова совсем не подразумевают, что Иисус — Сам Бог.
Когда Иисус жил на земле, он ничем не отличался от любого из нас, за исключением того, что в нем не было первородного греха. То же самое можно сказать и о его жизни после воскресения: дух Иисуса, который живет в духовном мире, подобно духовным «я» его учеников, отличается от них лишь тем, что, достигнув уровня божественного духа, он излучает ослепительный свет, в то время как его ученики, находясь на уровне духов жизни, отражают этот свет.
В Библии сказано, что с момента воскресения Иисус «ходатайствует за нас» перед Богом в духовном мире, подобно тому как он это делал на земле (Рим. 8:34). Если Иисус — Сам Бог, как он может ходатайствовать за нас перед самим собой? Более того, Иисус обращается к «Богу», или «Отцу», с мольбой о помощи, что также свидетельствует о том, что он не Сам Бог (Матф. 27:46; Иоан. 17:1). Кроме того, возможно ли, чтобы Бога, если таковым является Иисус, испытывал сатана и чтобы в конечном итоге он был распят силами зла? В заключение можно также привести слова Иисуса на кресте: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Матф. 27:46), которые еще раз подтверждают, что он не является Самим Богом.
Раздел 3. Иисус и падший человек
Человек так никогда и не обрел ту истинную ценность, которой он мог бы обладать, если бы осуществил цель творения. Наоборот, совершив грехопадение, он пал так низко, что стал преклоняться даже перед ангелами, которым первоначально отводилось положение ступенью ниже, чем человеку. С другой стороны, ценность Иисуса — это ценность человека, осуществившего цель творения, что дает ему право владычествовать над всем миром творения, в том числе и над ангелами (1 Кор. 15:27). Падший человек, отягощенный первородным грехом, остается уязвимым для нападений сатаны. Иисус, не имеющий первородного греха, для него неуязвим. Падшему человеку не дано постичь Сердце и волю Бога; в этом смысле его познания очень ограничены. Иисус, напротив, полностью понимал и Божье Сердце, и Его волю. Более того, скрытые в Сердце Бога чувства были для него такими же реальными, как и свои собственные.
Падший человек не в состоянии раскрыть даже малейшей доли своей изначальной ценности. Однако, получив рождение свыше от Иисуса, Истинного Родителя, он может освободиться от первородного греха и стать его ребенком, воплотив в себе добро. После этого он может быть восстановлен до положения истинного человека, осуществившего цель творения. Совершенный человек подобен Иисусу, и отношения между ними такие же, как отношения между отцом и сыном. Отец всегда сохраняет свое положение старшего, но при этом и отец, и сын обладают равной изначальной ценностью. Итак, Христос — глава церкви (Еф. 1:22), а мы — его тело и члены (1 Кор. 12:27). Иисус — главный храм, а мы — дочерние храмы, он — лоза, а мы — ветви (Иоан. 15:5). Иисус называет нас своими друзьями (Иоан. 15:14), и в Библии говорится, что, когда он появится, мы станем подобны Ему (1 Иоан. 3:2). Иисус — «первенец», но, когда он вернется, мы, принадлежащие Христу, будем следующими (1 Кор. 15:23).
Comentarios